|
|||
Главная
Библиотека
Лечебная физкультура в хирургии
Методика занятий лечебной физкультурой при хирургических болезнях
Методика занятий лечебной физкультурой при хирургических болезняхЗанятие состоит из вводного, основного и заключительного разделов. Во вводном разделе осуществляется подготовка больного к выполнению упражнений основного раздела. Применяются элементарные гимнастические и простейшие прикладные упражнения. Используются движения бытового самообслуживания: откидывание одеяла, снимание нательной рубахи, надевание костюма для занятий и пр. При занятиях с группой включаются упражнения, обеспечивающие соответствующее размещение занимающихся - ходьба и перестроения. Во вводном разделе может использоваться тонизирущее влияние специально формируемых условных раздражителей. С этой целью занятия проводятся всегда в определенное время, перед ними проветривается палата, откидывается одеяло, у больного выясняется его самочувствие, данные о температуре тела, выполняются показанные объективные обследования (подсчет пульса, определение артериального давления, осмотр повязки) и т. д. Если использование тонизирующего воздействия условных раздражителей не желательно, занятия проводятся, когда больной не утомлен предшествующими врачебными осмотрами, лечебными манипуляциями и т. д.; проветривание не носит характера подготовки к занятиям (производится младшим медицинским персоналом до появления инструктора по лечебной физической культуре в палате); у кровати больного инструктор ограничивается приветствием; объективное обследование применяется по показаниям (например, определение пульса у больного в раннем послеоперационном периоде). При лечебно-охранительном комплексе воздействий оптимальным для больного в послеоперационном периоде является состояние охранительного торможения различной степени глубины. Методика вводного раздела должна предусмотреть в этих случаях использование упражнений, характерных стойкими автоматизмами, позволяющими их выполнять при сохранении некоторой заторможенности корковых процессов. Примером такой методики может явиться использование во вводном разделе простейших дыхательных упражнений и элементарных движений конечностей при применении наркотиков у больного, страдающего от сильных болей после резекции желудка. Если для занятий необходимо активизировать подвижность корковых процессов и создать положительный эмоциональный фон, может быть использовано включение игровых упражнений. Вводный раздел занимает от 10 до 20% времени, отводимого на все занятия. В основном разделе решаются ведущие задачи для каждого конкретного случая лечебного использования физических упражнений. Подбор, последовательность и особенности проведения последних в процессе занятий подчинены получению наиболее эффективного суммарного лечебного результата. Иллюстрировать сказанное можно следующим примером: у больного, перенесшего операцию на желудке и находящегося на постельном режиме, основными задачами занятий являются общетонизирующее воздействие, нормализация нарушенной функции дыхания, активизация перистальтики кишечника. Простейшие гимнастические упражнения для мышц плечевого пояса, спины и нижних конечностей перемежаются с дыхательными и с упражнениями для брюшного пресса. Последовательность применения упражнений в основном разделе устанавливается с учетом указанных выше данных о влиянии их при сочетанном использовании. Основной раздел занимает от 60 до 80% всего времени, отводимого на занятия. В заключительном разделе обеспечивается продление последействия упражнений, использованных в основном разделе. Например, при необходимости продлить умеренное повышение общего тонуса организма используются простейшие гимнастические упражнения, меньшие по нагрузке, чем применявшиеся в основном разделе. Сочетая гимнастические упражнения с углубленным диафрагмальным дыханием, можно продлить стимулирующее воздействие на перистальтику кишечника. Если необходима быстрейшая нормализация повышенных вегетативных функций, используются "отвлекающие" упражнения: медленная спокойная ходьба в сочетании с ритмичным углубленным дыханием, выполняемая в медленном темпе; движения, вовлекающие в сокращение большие группы мышц (туловища, ног); упражнения, улучшающие кровообращение дистальных отделов конечностей (особенно важны в условиях постельного режима), в частности у больных, перенесших операции на сердце. При утомлении под влиянием занятий групп мышц, вовлеченных в патологический процесс, используются, исходя из закономерностей активного отдыха, упражнения: для мышц, симметрично расположенных относительно утомленных; для мышц ног при утомлении мышц плечевого пояса и наоборот; упражнения на расслабление для утомленных мышц. В отдельных случаях может появиться необходимость в нормализации значительно повысившегося в ходе занятий эмоционального возбуждения. Простейшие упражнения "на внимание" с необычной координацией, мобилизующие вторую сигнальную систему, прекрасно разрешают эту задачу. Заключительный раздел может занимать до 20% всего времени занятий, например при использовании в нем подвижных игр, или ограничиваться выполнением 2-3 упражнений. При проведении занятий физическими упражнениями должен тщательно регулироваться уровень повышения и снижения функций основных систем органов, иначе говоря, кривая физиологической нагрузки. Для характеристики физиологической нагрузки практически пользуются наблюдениями за пульсом. По частоте пульса можно в известной мере наблюдать за изменениями функций не только сердечно-сосудистой, но и дыхательной системы и обмена веществ. Колебания кривой физиологической нагрузки должны соответствовать задачам занятий и клиническим данным. Например, при проведении занятий, преследующих преимущественно общетонизирующее воздействие на больного, перенесшего операцию на сердце, подъем пульса не должен превышать 15-20% по отношению к исходным данным покоя. Амплитуда колебаний может изменяться как за счет учащения, так и урежения пульса в некоторые фазы занятий. Чаще это наблюдается у больных с тахикардией, нормализующейся под влиянием занятий. Наибольший подъем пульса желателен в середине занятия или в конце второй трети его. В отдельных случаях необходимо перемещение пика подъема ближе к началу или к концу основного раздела занятий, например при потребности адаптировать больного к быстрым повышениям нагрузки или совершенствовать у пего процесс реституции после нагрузки. Существенное значение имеет плотность нагрузки, которая определяется временем фактического выполнения упражнений, исчисляемым в процентах ко времени, затраченному на занятие в целом. Плотность нагрузки зависит в основном от соблюдения оптимальности перерывов между отдельными упражнениями. В занятиях лечебной физической культурой плотность в большинстве случаев малая, достигающая 8-12%, и реже средняя, повышающаяся до 25-30%. Высокая плотность нагрузки необходима для значительного повышения энерготрат и восстановления общей выносливости. Она используется преимущественно при занятиях в санаторно-курортных условиях. Должна также тщательно регулироваться сумма физиологической нагрузки. Суммарные энерготраты на фактически выполненные упражнения определяются задачами занятий и клиническими данными. Сумма физиологической нагрузки должна быть, например, минимальной при занятиях в раннем послеоперационном периоде. При необходимости восстановить адаптацию у выздоравливающего к бытовым, производственным и спортивным нагрузкам сумма физиологической нагрузки может быть значительной. Существенна динамика изменений эмоционального тонуса, или эмоциональная кривая занятий. Желательно, чтобы подъемы эмоциональной кривой были одновременными с повышением физиологической нагрузки. При необходимости особо осторожной дозировки физиологической нагрузки допустим лишь небольшой подъем эмоциональной кривой во вводном разделе и поддержание его на этом уровне на протяжении занятий. Кривая эмоциональной нагрузки может превышать в отдельных частях занятий кривую физиологической нагрузки, например за счет использования игрового метода проведения упражнений. Эмоциональная кривая может быть многоступенчатой, со значительными спадами, например, если поставлена задача бороться с чрезмерной эмоциональной лабильностью больного. В практике лечебной физической культуры отдифференцировались занятия лечебной гимнастикой, гигиенической гимнастикой, лечебной ходьбой, спортивными упражнениями и другие. Каждое из этих занятий обладает своими особенностями. Занятие лечебной гимнастикой должно проводиться с соблюдением всех трех основных разделов основной схемы (вводного, основного и заключительного). Используются преимущественно гимнастические упражнения. Занятия могут проводиться индивидуально (с отдельными больными) и с группой больных, имеющих однородные заболевания. При разрешении одной ведущей и небольшого числа вспомогательных лечебных задач вводный и заключительный разделы укорочены. Длительность - 15- 20 мин, в групповых занятиях она может достигать 45-60 мин. Разновидностью сокращенного занятия является самостоятельно выполняемое больным задание. В задании резрешаются одна-две лечебные задачи. В основной раздел включаются заранее разученный несложный комплекс специально подобранных упражнений. В число их могут входить прикладные и бытовые движения. Упражнения могут быть преимущественно общетонизирующими или локально действующими. Вводный и заключительный разделы в задании мало выражены. Проведение занятий требует полноценного предшествующего усвоения упражнений, сознательного отношения больного к занятиям, периодического контроля со стороны медицинского персонала. Общая длительность - 8-10 мин. Занятие гигиенической гимнастикой - разновидность занятий с преимущественным использованием общетонизирующих упражнений. Основной раздел укорочен. Вводный и заключительный разделы кратковременны. Длительность занятия не превышает 15-20 мин. Занятие лечебной ходьбой проводится при соблюдении общей схемы, т. е. вводного, основного и заключительного разделов. Ходьба может сочетаться с гимнастическими (движения рук, ног и, реже, туловища) и дыхательными упражнениями. В основном разделе, в зависимости от лечебных задач, упражнения могут состоять: из вариантов ходьбы с разгрузкой (на "ходилках", с костылями, с палками); упражнений, преследующих задачу восстановления нормального механизма походки или формирования наиболее полноценных компенсаций нарушенной ходьбы; ходьбы как средства лечебного воздействия преимущественно на сердечно-сосудистую систему, на обмен веществ; дозированной ходьбы, преследующей задачу восстановлений адаптации к этому виду бытового движения, и т. д. Дозировка нагрузки осуществляется за счет изменений числа шагов в 1 мин, длины шага, проходимого расстояния. Прогулки - вариант лечебной ходьбы с дозировкой, определяемой расстоянием, рельефом пути и примерным временем прохождения дистанции. Прогулки используются преимущественно в целях восстановления общей адаптации больных к производственно-бытовым условиям. Занятия спортивными упражнениями и спортивными играми проводятся по типовой схеме. Применяются упражнения в гребле, плавании, езде на велосипеде, ходьбе на лыжах, беге на коньках, игре в волейбол, теннис и т. д. В основном разделе этих занятий обеспечивается разрешение ведущих для данного больного задач лечебного применения физических упражнений. За счет их подбора и методики соответственно может быть акцентировано воздействие на отдельные системы органов и вегетативные функции, на энерготраты, на состояние эмоциональной сферы, восстановление общей тренированности. Длительность - до 90 мин. Спортивное развлечение - форма занятий, применяемая в санаторно-курортной обстановке, например катание с гор на санях, игры в воде с включением кратковременных проплывов и т. д. Занятие характерно малой выраженностью типовых разделов. Дозировка осуществляется по преимуществу за счет длительности занятий и интенсивности нагрузки. Занятия обеспечивают общетонизирующее воздействие и восстановление адаптации к мышечным нагрузкам в комплексе с другими компонентами двигательного режима. Спортивные тренировки - разновидность занятий, используемая при ликвидации остаточных нарушений отдельных функций и для восстановления общей тренированности больных, владеющих тем или иным видом спорта. Проводятся преимущественно в санаторно-курортных условиях с соблюдением типовой схемы занятий. Под ред. В.Добровольского "Методика занятий лечебной физкультурой при хирургических болезнях" - статья из раздела Лечебная физкультура в хирургии Читайте также в этом разделе:
|
|||
|
Материалы, размещенные на данной странице, носят информационный характер и не являются публичной офертой.
Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций.
ООО «ТН-Клиника» не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации,
размещенной на данной странице.
ЕСТЬ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ, ПОСОВЕТУЙТЕСЬ С ВРАЧОМ
|